[Итал. Marchetto da Padova; лат. Marchetus de Padua] (ок. 1275, Падуя - 1-я пол. XIV в.), итал. муз. теоретик и композитор. Автор трактатов «Lucidarium in arte musice plane» (Разъяснение в искусстве плавной музыки), «Pomerium in arte musice mensurate» (Фруктовый сад в искусстве размеренной музыки) и его конспекта «Brevis compilatio» (Краткое изложение). Несмотря на широкую известность теоретического наследия М. П., о его жизни сохранилось мало сведений. Род. в семье падуанского портного. В 1305-1307 гг. он был кантором в кафедральном соборе Падуи.
Небольшая биографическая заметка о М. П. содержится в книге Б. Скардеоне «О древнем городе Падуя» (Scardeone. 1560), где в главе «О знаменитых музыкантах Падуи» (De claris musicis Patavini) он был назван «чуть ли не первым» философом и музыкантом, прославившим своим искусством не только свою родину, но и всю Италию. В связи с тем, что Скардеоне жил на 2 столетия позднее описываемых им событий, его книга не считается достоверным источником информации о жизни М. П. Тем не менее документ, опубликованный К. Виварелли (Vivarelli. 2007. P. 284), подтверждает сообщение Скардеоне о пребывании М. П. при дворе кор. Неаполя Роберта Анжуйского, просвещенного и образованного монарха, к-рого ценили Дж. Боккаччо и Ф. Петрарка, посвятивший ему поэму «Африка». Отношения М. П. с неаполитанским двором подтверждают посвящения трактатов, на основе к-рых выявлено приблизительное время их создания. Так, «Lucidarium...», начатый М. П. в Чезене и законченный в Вероне (согласно колофону трактата), посвящен Раньери ди Дзаккария из Орвието, викарию Романьи и брату кор. Роберта Анжуйского Иоанна (графа Гравины). Раньери стал викарием Романьи после 20 мая 1317 г., а 11 июля 1318 г. Иоанн женился на Матильде д'Эно и стал князем ахейским (или морейским). Титул ахейского князя не указан в посвящении, следов. трактат был создан между этими двумя датами. Трактат «Pomerium...», посвященный кор. Роберту Анжуйскому, был написан вскоре после «Lucidarium...», не позже 1319 г.
М. П. считают автором 3 мотетов. Среди них мотет на текст богородичного антифона «Ave Regina caelorum» (Радуйся, Царица небесная), в дуплуме (2-м голосе мотета) к-рого содержится акростих с именем теоретика: Marcum Paduanum. Ф. А. Галло предполагает, что этот мотет был написан для освящения Капелла-дельи-Скровеньи в Падуе 25 марта 1305 г., построенной во имя Девы Марии и расписанной Джотто и его учениками (Beck. 1999. P. 12).
Трактат «Lucidarium in arte musice plane» состоит из 16 частей, названных М. П. трактатами (tractatus), половина из к-рых разделена на главы (capitula). М. П. старается охватить максимально широкий круг тем, связанных с григорианским пением (musica plana, или cantus planus). При этом, несмотря на заявленную в названии направленность трактата на одноголосие григорианики, «Lucidarium...» знаменит своим учением о гармонии (конкретнее, об интервалах) и связанной с ним теорией хроматики - 1-й целостной концепцией этого явления в средневек. трактатах. По замечанию С. Н. Лебедева, М. П. первым в истории музыки обозначил взаимозависимость интервалов друг от друга, выраженную в тяготении (tendendum) диссонанса к консонансу. Украшенный хроматизмом диссонанс еще ярче оттеняет «более совершенный и красивый» консонанс. Для более тесного сопряжения интервалов (т. е. не просто «ради красоты» (causa pulchritudinis), но и «ради необходимости» (causa necessitatis)) М. П. представил новый способ соединения полутонов в тоне, связанный с его необычной теорией деления тона на 5 частей (1/5 тона М. П. называл диесой). Помимо традиционного пифагорейского разделения тона на большой (апотома, «диатонический полутон», 3 диесы) и малый (лимма, «энармонический полутон», 2 диесы) полутоны М. П. вводит новое деление на «хроматический полутон» (4/5 тона) и «диесу». Для обозначения хроматизмов в музыке М. П. предлагает новый термин «пермутация» (permutatio), а для введенного им способа разделения тона - знак «ложная музыка» (falsa musica), графическое начертание к-рого он объяснил позже в трактате «Pomerium...».
Трактатом «Lucidarium...» М. П. внес значительный вклад в теорию модальных ладов. Пытаясь разрешить актуальную для средневек. теории проблему ладовой атрибуции песнопений, М. П. предложил ряд ее оригинальных решений. При определении лада песнопения М. П. большее внимание уделяет т. н. видам (species) кварты и квинты (по-разному заполненные, они составляют звукоряды ладов), чем финалису и амбитусу песнопений. При этом в зависимости от ориентации видов кварты и квинты на финалис или конфиналис (5-я ступень вверху от финалиса) он разделяет лады песнопений на «правильные» (regularis, заканчивающиеся в финалисе, т. е. нетранспонированные), «неправильные» (irregularis, заканчивающиеся в конфиналисе, т. е. транспонированные на квинту вверх) и «выстроенные» (acquisitus, заканчивающиеся на др. звуках, т. е. не в финалисе и конфиналисе, а транспонированные на др. высоту, напр., как в причастном антифоне «Beatus servus», на кварту вверх). Исходя из амбитуса песнопений, зачастую не соответствующих заданным теоретической традицией параметрам автентических ладов и плагальных ладов, М. П. создает разветвленную классификацию, разделяя лады на «совершенные» (perfectus), «несовершенные» (imperfectus), «сверхсовершенные» (plusquamperfectus), «объединенные» (mixtus), «смешанные» (commixtus). Категория «смешанного» лада (tonus commixtus) связана уже не с внешними изменениями границ амбитуса лада, а с внутренними переменами в звукоряде. На примере разных способов «разбивки» (термин Лебедева) - interruptio - одного из видов квинты М. П. показал возможность появления этого интервала в границах разных ладов (Сторчак. 2016).
Трактат «Pomerium in arte musicae mensuratae», посвященный проблемам мензуральной нотации и ритмики, состоит из 3 книг, разделенных на главы. Вклад М. П. (входящего в «большую тройку» мензуралистов XIV в. наряду с Филиппом де Витри и Иоанном де Мурисом) в теорию музыки состоит в систематизации мензурального учения периода Франко Кёльнского и его последователей, переносе этого учения на итал. почву и установлении принципов итал. мензуральной нотации. Подобно Филиппу де Витри, М. П. уравнял в правах двойное и тройное деления бревиса, а также выстроил оригинальную систему делений темпуса (divisiones), фактически представляющую собой возможные сочетания мензур собственно темпуса и уже существующей de facto пролации (т. е. деления семибревиса), которая, однако, не имеет еще статуса самостоятельной мензуры (нет у М. П. и термина prolatio). Музыкально-теоретическая традиция трактата «Pomerium...», ставшая основой итальянской мензуральной теории эпохи Треченто, была подхвачена и в каком-то смысле завершена другим значительным итальянским теоретиком - Просдочимо де Бельдоманди - в XV в.
Среди др. последователей идей М. П. (прежде всего в ладовой теории) такие известные теоретики XV-XVI вв., как Уголино из Орвието, Иоанн Тинкторис, Иоанн Галльский, Николо Бурцио, Франкин Гафурий, Бонавентура да Брешиа, Джованни Ланфранко, Пьетро Арон и др. По мнению Дж. Герлингера, М. П. можно назвать самым влиятельным муз. теоретиком в Италии в период между Гвидо Аретинским и Иоанном Тинкторисом.